Бесплатные службы психологической помощи по телефону

Никто не застрахован от стресса, перенапряжения, потрясений. Не всегда и не у всех людей есть возможность выговориться или посетить психолога. Могут останавливать цена, боязнь личного общения или вовсе необходимость покинуть периметр дома. Для этого были созданы службы срочной специализированной поддержки. Существуют как общие телефоны доверия психологической помощи бесплатно, так и узконаправленные линии, например, для родителей, детей или представителей сексуальных меньшинств.

История возникновения телефонной службы психологической помощи

Служба психологической помощи
Для получения помощи можно обратиться по телефону службы психологической помощи населению.

Первые такие телефоны появились в Англии в 1953 г. Автор идеи — священник Ч. Вар. А первая служба поддержки «Самаритяне» была создана в 1954 г. Сам Вар и его единомышленники оказывали помощь всем желающим (лично и по телефону). В течение следующих семи лет данная система стремительно развивалась и распространялась по городам и странам. Все организации работали на благотворительной основе, их деятельность называлась дружеской помощью. Основная цель — предотвращение самоубийств.

В России первый телефон доверия заработал в 1981 г. в Москве при суицидологическом центре. Сегодня все действующие в мире службы поддержки работают под эгидой Международной федерации служб телефонной неотложной психологической помощи.

Российские организации также подчиняются соответствующей национальной ассоциации (РАТЭПП). Появилось много отдельных направлений, но все они связаны, взаимодействуют между собой и с другими учреждениями и ведомствами.

Телефон доверия
Телефоны психологической помощи оказывают помощь всем желающим.

Что такое психологическая помощь

Это отрасль практической психологии, в рамках которой специалисты оказывают поддержку людям, группам или организациям. Психологи помогают принять и пережить травмирующие обстоятельства, преодолеть трудности, решить проблемы, найти выход из сложных ситуаций, снять повышенную тревожность и напряжение, повысить стрессоустойчивость и социально-психологическую компетентность людей.

В структуру психологической поддержки входит:

  • профилактика;
  • консультации;
  • диагностика;
  • просвещение;
  • реабилитация;
  • коррекция.

Сотрудники телефонов доверия оказывают помощь тем людям, которые оказались в кризисной и безвыходной, на их взгляд, ситуации. Главная цель психологической поддержки — избавить клиента от напряжения, не оставлять его наедине со своей бедой, дать выговориться, поделиться переживаниями.

Помощь психолога
Главная цель психологической поддержки — избавить клиента от напряжения.

Принципы работы линии доверия

Как и вся система психологической поддержки, система линий доверия опирается на этику и кодекс психологов. Анонимность и добровольность — два главных условия оказания помощи.

Работа этих служб опирается на следующие принципы:

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение. Консультант не имеет права осуждать клиента, оскорблять его и унижать. Специалист активно слушает, старается понять, сопереживает, поддерживает, стремится улучшить самочувствие. Спокойствие и комфорт обратившегося — приоритет в работе консультанта.
  2. Учет норм и ценностей клиента. Консультант должен забыть о своей системе ценностей и об общепринятых нормах поведения. Он ориентируется на убеждения позвонившего, старается понять его видение мира. Это нужно для того, чтобы позвонивший мог быть искренним и открытым. Если консультант уверен, что ценности клиента мешают нормализации его жизни, то в будущем он может попытаться изменить их.
  3. Анонимность. Консультант не имеет права передавать сторонним лицам, в том числе ближайшему окружению клиента, ту информацию, которую получит во время консультации. Это возможно только в том случае, если сам обратившийся согласится на это. Еще одно исключение — характер ведений, которые прописаны в законодательстве РФ, например, данные о преступлениях или терроризме и т.п. Однако перед тем как обратиться в соответствующее ведомство, психолог должен предупредить об этом клиента.
  4. Никаких советов. Во-первых, консультант не может знать всех тонкостей жизни клиента, а потому не может дать самый лучший совет. Во-вторых, тот, кто дает рекомендации, берет на себя ответственность за жизнь другого человека. А это противоречит основной цели психотерапии: научить клиента самостоятельно принимать решения, быть активным участником своей жизни.
  5. Четкое разделение личной и профессиональной сферы. Речь идет о феномене переноса и контрпереноса. Консультант должен следить за тем, чтобы его личные интересы, потребности, проблемы и желания не мешали эффективной работе. Ни в коем случае нельзя переходить на личности и переводить взаимодействие с клиентом на уровень близких отношений.
Консультация психолога
Консультант ориентируется на убеждения позвонившего.

Кроме этого, работа службы доверия предполагает толерантное отношение, доступность 24×7, отсутствие какого-либо давления на клиента, управление разговором, элиминированность (неочевидность психопомощи, атмосфера дружеской беседы).

Основные преимущества

К преимуществам телефонов доверия относятся:

  • доступность и безопасность (бесплатно и анонимно, работает без выходных и перерывов);
  • завуалированность психотерапевтической помощи (проще открыться, большее ощущение безопасности);
  • возможность в любой момент прервать общение;
  • максимальная вербализация проблемы, ограниченные каналы коммуникации (это обеспечивает лучший эффект, помогает клиенту иначе взглянуть на проблему, переосмыслить ситуацию, понять свои чувства).

Во время общения по телефону, благодаря нацеленности консультанта на слушание, а не на диалог, между клиентом и консультантом быстро складываются особые, доверительные отношения.

Кому и когда нужна помощь психолога по телефону

Помощь консультанта нужна всем людям, которые оказались в трудной, кризисной ситуации, из которой не видят выхода. Или в тех случаях, когда человека что-то мучает настолько, что не дает спокойно жить, но рассказать об этом некому. Чаще всего, в службу поддержки обращаются со следующими проблемами:

  • депрессивные и суицидальные мысли;
  • непонимание, как жить дальше, растерянность, ощущение загнанности в угол;
  • потрясения, воспоминания о которых преследуют человека каждый день, переживания из-за какой-то травмы;
  • психологическое, эмоциональное, физическое насилие в семье, на работе, со стороны друзей или незнакомых лиц;
  • психоэмоциональное истощение на фоне болезни или из-за того, что человек узнал о смертельном диагнозе;
  • развод, расставание, гибель близкого человека;
  • зависимости;
  • конфликты на работе;
  • трудности, связанные с беременностью, рождением и воспитанием ребенка;
  • соматические и психические проблемы со здоровьем;
  • трудности в любовных, дружеских или супружеских отношениях;
  • проблемы экзистенциального характера;
  • недовольство собой и своей жизнью;
  • одиночество;
  • конфликты в школе, университете (с учителями и одноклассниками, одногруппниками);
  • проблемы интимного характера;
  • проблемы с законом;
  • истощение и усталость, нехватка времени;
  • прочее.
Депрессия
В службу поддержки обращаются с депрессией, трудностями в отношениях.

В широком смысле все проблемы можно разделить на две группы: человек и окружение, человек и его внутренний мир.

Разговор с психологом по телефону подходит для всех, кто не может или не хочет посетить личную консультацию.

Бесплатные онлайн-ресурсы

Существуют как универсальные телефоны помощи, так и службы помощи узкой направленности. Ниже описаны наиболее популярные сервисы.

Помощь рядом

Служба действует от общественной организации «Врачи детям», которая занимается вопросами защиты и поддержки семей, детей, в т.ч. защиты законных интересов. В основном система ориентирована на помощь детям от 6 до 12 лет и подросткам. Получить поддержку можно на официальном сайте vd-spb.ru через чат или посредством электронной почты на сайте ПомощьРядом.рф. Также можно вступить в группу в сети «Вконтакте» (vk.com/u_r_not_alone). Консультанты работают с 11.00 до 23.00.

Твоя территория

Служба помощи от одноименной организации по защите прав детей. Это телефон для подростков, который работает с 15.00 до 3.00. Обратиться к консультанту можно через чат на официальном сайте твоятерритория.онлайн или в группе «Вконтакте» (vk.com/tvoya_territoria).

Твоя территория
Твоя территория — служба помощи по защите прав детей.

Я родитель

Служба помощи, созданная Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ее цель — помогать родителям в вопросах воспитания детей. Вся работа проходит в рамках сайта ya-roditel.ru/parents/consultation, но обсуждения имеют анонимный характер.

Лгбт-сеть

Представители сексуальных меньшинств могут получить помощь следующим образом:

  • позвонить по номеру 8-800-555-73-74;
  • написать в чат (chat.lgbtnet.org/chat/chat.html);
  • на официальном сайте lgbtnet.org попросить о помощи через почту, Скайп или договориться о личной встрече.

Помогая другим

Связаться со службой можно через Скайп или в чате на официальном сайте pomogaya-drugim.ru. Консультируют психологи с инвалидностью. Режим работы: с понедельника по пятницу с 12.00 до 15.00.

Московская служба психологической помощи населению

Консультации доступны для всех людей, не только для жителей Москвы. Можно получить помощь удаленно в режиме онлайн (если записаться заранее) или в любое время по электронной почте или через форум. Сайт службы: msph.ru.

Московская служба психологической помощи населению
Московская служба психологической помощи населению — помощь удаленно в режиме онлайн.

Телефон доверия

Еще одна служба помощи от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Позвонить могут дети или их родители, старшие товарищи. Кроме телефона 8-800-2000-122, можно воспользоваться помощью консультанта на сайте telefon-doveria.ru или попросить прислать ответ на почту.

Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС россии

Можно обратиться по телефону: +7 (499) 216-50-50 (+7 (495) 989-50-50) или зарегистрироваться на сайте psi.mchs.gov.ru и регулярно общаться с личным консультантом. Специалисты проводят удаленно диагностику при помощи тестов, подбирают индивидуальные техники и упражнения для разрешения проблемы клиента.

Кроме этого, можно регулярно читать свежие публикации, написанные экспертами.

Другие телефоны психологической помощи

Универсальные службы неотложной помощи:

  1. Помощь взрослым людям от квалифицированных психотерапевтов, психиатров, медицинских психологов: 8-800-200-47-03.
  2. Московская служба психологической поддержки: 051 или +7 499 173-09-09. Есть возможность договориться о личных бесплатных консультациях (до 5 встреч).
  3. Поддержка от психиатра в Москве: 8(495) 637-70-70.
  4. Служба поддержки для детей: 8-800-200-01-22.
  5. Центр «Анна» (помощь женщинам в кризисе): 8(800)700-06-00.
  6. Телефон для женщин, поддержка в вопросах незапланированной беременности: 8-800-100-4455, 8 — (495) — 665 — 000.
  7. Поддержка онкобольных и их родственников (консультируют психолог, юрист и священник): 8-800-100-01-91.
  8. Помощь для аддиктов и их родственников: 8-800-200-0-200 и 8-800-200-3202.
  9. Поддержка от центра «Сестры» для тех, кто пережил сексуальное насилие: (499) 901-02-01 (с 10.00 до 20.00).
  10. По проблемам ВИЧ и СПИД: (495) 421-55-55 (c 8.00 до 20.00 в рабочие дни).
Специалист на линии психологической поддержки
Специалист на линии психологической поддержки оказывает помощь людям.

Компетентность операторов и время ожидания ответа

Система поддержки выдвигает строгие требования к операторам, например, оцениваются нравственные качества консультанта, т.к. ему нужно соблюдать принцип безоценочного принятия и условие сохранения тайны клиента. Другие требования к операторам:

  • наличие профессионального образования (принимают психологов, педагогов, психиатров, психотерапевтов, социальных работников);
  • умение сохранять дистанцию, четко разграничивать личную жизнь и работу;
  • развитая эмпатия, терпение, толерантность, сострадание, чувство юмора и другие личные качества, важные для работы консультантом на телефоне доверия;
  • богатый жизненный и профессиональный опыт (специалист должен понимать психологию разных слоев населения, категорий людей, возрастных и социальных групп);
  • возраст 25-35 лет (еще есть юношеский запал, но уже достаточно опыта и знаний для сдержанной работы);
  • умение слушать.

Время ответа оператора не превышает минуты. В среднем консультант отвечает через 2-3 гудка, более ранний подъем трубки может обескуражить звонящего, а более поздний — спугнуть. Как и все психологи, операторы на телефоне доверия руководствуются принципом «не навреди». Их обучают специальной технике общения с клиентами, поэтому можно не сомневаться в профессиональной компетентности.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий